Нукус – столица Республики Каракалпакстан, которая входит в состав Узбекистана. Окрестности города можно назвать настоящим оазисом памятников культуры раннего зороастризма. На относительно небольшом участке земли здесь раскиданы древние крепости – уникальные образцы архитектуры Ближнего Востока, а также развалины городов и поселений Хорезмского царства, процветавшего здесь в начале нашей эры.
Регион северной части Узбекистана, куда входит и Каракалпакстан, хорош как с культурно-эстетической точки зрения, так и в плане неповторимой природы этой местности. Цветущий край в низине реки Амударьи окружен песками трех пустынь: Каракумы («Черные пески»), Кызылкум («Красные пески») и Аралкум («Белые пески»). Это удивительное место ежегодно привлекает миллионы туристов со всего Земного шара.
Исторические памятники в окрестностях города Нукус
Добравшись до Нукуса, обязательно воспользуйтесь возможностью осмотреть достопримечательности хорезмшахов, возраст которых насчитывает более 2 000 лет. На территории, площадью не более 200 км2, можно увидеть редкие исторические артефакты – остатки древней цивилизации. Особый интерес у гостей вызывают оборонительные сооружения Древнего Хорезма и места бывших поселений, существовавших здесь в начале нашей эры.
Развалины крепостей Кызыл- кала и Аяз-кала, а также сохранившиеся до сегодняшнего дня следы античного городища Топрак-кала позволят составить ясное представление о жизни первых зороастрийцев и перенестись мыслями в ушедшую эпоху.
Крепость Кызыл-кала
Одной из легендарных построек древних зороастрийцев называют крепость Кызыл-кала (или «Кизил-кала»). Она находится в непосредственной близости от городища Топрак-кала – центральной достопримечательности современного Каракалпакстана, сохранившейся со времен Древнего Хорезма. Некоторые исторические источники утверждают, что ранее крепость входила в единую систему укрепительных сооружений Топрак-калы. Легенда гласит, что между двумя точками сохранился тайный подземный ход, однако эти догадки до сих пор не нашли подтверждения.
С архитектурной точки зрения, древняя крепость Кызыл-кала интересна тем, что служит ярким образцом искусства раннего Хорезма. Его главные мотивы легли в основу более позднего фригийского зодчества с характерными гофрированными украшениями колоннад.
Первые упоминания сооружения датированы I–II вв. н. э. Возведению крепости способствовала необходимость обороны северо-восточных границ Хорезмского царства. Первоначальная постройка базировалась на равнине близ современного Беруни и представляла собой квадрат размерами 65 x 63 м. Он был оснащен клиновидными бойницами и двумя рядами мощных стен. Помимо фортификационных функций, Кызыл-кала выступала в качестве сельскохозяйственного и транспортного узла, соединяя караванные пути через горные вершины Султануиздага.
Сооружение просуществовало в изначальном виде вплоть до начала XIII века, и лишь безудержное движение войск Чингисхана смогло поколебать его величественное стояние.
Древние останки памятника архитектуры были обнаружены в 1938 году группой ученых под руководством С. П. Толстова в рамках экспедиции по Средней Азии. Раскопки на месте фундамента и внутренней территории позволили восстановить исторический образ достопримечательности. Историки подтвердили, что по углам Кызыл-калы имелись сторожевые башни, а внутри крепости была вымощена целая жилая улица, в конце которой находился зороастрийский храм.
Крепость Аяз-кала
Городище Аяз-кала, раскинувшееся в 20 км от столицы Древнего Хорезма – Топрак-калы, возведено в IV в. до н.э. Развалины памятника, дошедшего до наших дней из эпохи зороастризма, несут в себе особую историческую ценность. Древняя крепость Аяз-кала входила в цепь пограничных защитных сооружений, охранявших Древний Хорезм с востока на запад. Они были выстроены в единую линию, чтобы легче было передавать друг другу сообщения о наступлении вражеских войск.
Если верить преданию, название сооружения происходит от имени знаменитого воина Аяза – героя тюркского народного творчества. Миф гласит, что, будучи выходцем из рабов, отважный богатырь благодаря своим незаурядным способностям смог добиться любви царицы, спрятанной от мира за стенами крепости Кырк-кыз-кала. Согласно другим источникам название крепости переводится, как «Крепость на ветру». Так как постройка возводилась таким образом, чтобы бушующий ветер пустыни мог выносить из ее стен мусор и грязь.
Культурная составляющая Аяз-калы примечательна тем, что внутри городища находились неукрепленные поселения – дома хорезмских жителей. Каждый из них был обнесен кирпичной стеной, скрывавшей внутренний двор. К одной из стен крепости примыкает хорошо сохранившийся дом с 15 жилыми комнатами (вероятно, жилище богатого или властного человека). Находка свидетельствует о начале отделения семей от рода в тот период.
Среди фортификационных сооружений городища выделяется гигантская крепость с обширным внутренним двором, массивными стенами с угловыми башнями и придворным лабиринтом. Внутри крепости также находились жилые постройки, насчитывавшие по несколько десятков комнат.
Крепость Топрак-кала
Наиболее известным памятником архитектуры хорезмшахов по праву считается Топрак-кала – городище, существовавшее в I–VI вв. н. э. и являвшееся в то время столицей Хорезма. Здесь проживали правители царства вплоть до 305 года н. э. Затем им пришлось покинуть действующую резиденцию из-за постоянных вторжений завоевателей.
Древнее поселение имело прямоугольную форму. В северо-западной части находился царский дворец с тремя монументальными башнями, возвышавшимися на 30 метров над городом. В юго-восточной – зороастрийский храм огня. А в южной части пролегала жилая улица, делившая древний город на две части. Ответвлявшиеся переулки отгораживали друг от друга целые кварталы.
Как и Кызыл-кала, Топрак-кала была обнаружена в конце 30-х гг. XX века экспедицией С. П. Толстова, которая имела неоценимое значение для развития культуры и археологии. В ходе раскопок были обнаружены многие артефакты того периода:
- античные монеты;
- частицы оссуариев – зороастрийских урн для погребения останков;
- керамические украшения;
- драгоценности;
- остатки шерстяных и шелковых тканей.
Удивительной находкой стало практически целостное ожерелье, состоящее из 300 бус цветного стекла, кораллов и ценных камней. Археологи находили и следы древних мастерских по изготовлению знаменитых хорезмских луков.
Городище Кой-Крылган-кала
Еще одним удивительным памятником истории является древнее городище Кой-Крылган-кала, что переводится как «Крепость погибших баранов». Она также была случайно обнаружена в 1938 году благодаря хорезмским раскопкам группы С.П. Толстова,
Ученые, исследовавшие остатки крепости, были поражены ее необычной формой: впервые они увидели круглый форт, что не характерно для построек данной местности. Внешние границы Кой-Крылган-калы отличались правильной геометрической формой и были обнесены укрепленной стеной, обработанной глиной, с дозорными башнями.
Постройка поражала своими масштабами: имея 90 м в диаметре, крепость возвышалась на 8 м над пустыней и обеспечивала хороший обзор местности.
В окрестностях Кой-Крылган-калы было найдено множество будущих музейных экспонатов: глиняные черепки от посуды, металлические части орудий, нательных талисманов и украшений. По возрасту находок археологи сделали вывод, что перед ними самый древний исторический монумент Каракалпакии, сохранивший следы зарождения и развития не только государственности, но и целой цивилизации на Ближнем Востоке.
Дахма Чильпык
Дахма Чильпык – еще один из древнейших памятников эпохи зороастризма, возраст которого насчитывает более 2 200 лет. Это закругленная башня, высотой 15 метров и диаметром 65 метров. Она была возведена на вершине холма в 43 км езды от Нукуса. Наверх ведет естественная лестница – вырубленные в холме ступени. Сегодня образ древней башни украшает герб Каракалпакстана.
В древние времена Дахма Чильпык служила для отправления умерших в последний путь. Зороастрийские жрецы поднимали почивших соплеменников на вершину башни и оставляли их на съедение хищным птицам. Это соответствовало исповедуемой ими философии, которая отрицала возможность осквернения почвы гниением плоти. Именно поэтому у сооружения отсутствовала крыша.
Сохранившиеся останки помещались в специальные урны – оссуарии, которые впоследствии предавались погребению в земле. Во время раскопок в окрестностях были найдены обломки множества оссуариев. Они были переданы на хранение в музеи Ташкента и Нукуса.
Некоторые исследователи полагают, что, помимо обрядового и религиозного значения, Чильпык использовалась хорезмшахами в качестве сигнальной и оборонительной башни наряду с другими фортификационными сооружениями государства.
Древний некрополь Миздакхан
Несмотря на обилие значимых исторических памятников в окрестностях Нукуса, наиболее посещаемым среди туристов остается кладбище – древнее захоронение Миздакхан. Оно расположено близ крепости Гяур-кала, которая была возведена в IV в. до н. э.
Название места происходит от арабского – «Крепость неверных». Это объясняется тем, что до завоевания арабов здешние жители исповедовали зороастризм.
Рукотворный некрополь покоится на трех холмах, возвышающихся неподалеку от города Ходжейли в песках Каракалпакстана. Миздакхан – место культовое место для зороастрийцев: оссуарии с останками умерших жителей близлежащего города закапывали на этом кладбище.
С ростом размеров и значения форта Гяур-кала, завоеванного в VIII в. н. э. арабами, соседний Миздакхан приобрел небывалую популярность в качестве места паломничества мусульман. А последователи зороастризма не смогли сохранить свое вероисповедание и постепенно исчезли из региона.
Читайте далее: