Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди

Бахауддин Накшбанди сегодня известен мусульманам как основатель суфийского ордена Накшбандийа. Он прожил большую часть жизни в Бухаре и похоронен в родном селении недалеко от города. На месте погребения воздвигнут мавзолей, со временем превратившийся в большой мемориальный комплекс и стал религиозной святыней для последователей ислама. Паломники, которые по различным причинам не в состоянии посетить Мекку, приезжают в некрополь Бахауддин Накшбанди. Считается, что трехкратное или (по другим данным) семикратное посещение мавзолея приравнивается к совершению хаджа.

Мемориальный комплекс Бахауддин Накшбанди в Бухаре

Мавзолей Бахауддина Накшбанди или Баха ад-Дин – архитектурный ансамбль, строявшийся на протяжении 5 веков. В центре внутреннего двора находится могила самого шейха. Двор окружают несколько культовых строений:

  • медресе;
  • ханака;
  • минарет;
  • три мечети с летними айванами.

Они возводились постепенно.

комплекс Бахауддин Накшбанди
Мемориальный комплекс Бахауддин Накшбанди

Так в 1544 году Абдалазиз-хан оформил место захоронения Бахауддина в виде прямоугольного мраморного склепа с декорированной оградой. По инициативе эмира построена просторная ханака, считающаяся одной из самых больших и известных в мире.

В начале XVIII века к комплексу добавлены две мечети (мужская и женская) и минарет. Музаффар-хан, правящий в Бухарском эмирате с 1860 по 1885 годы, повелел построить еще одну мечеть, которая теперь носит его имя.

В годы Советского Союза многие культовые здания пришли в запустение. Такая же участь постигла и некрополь Бахауддин Накшбанди. В 1993 году к 675-летней годовщине известного суфийского лидера на территории комплекса проведены реставрационные работы. В 2003 году под руководством президента Ислама Каримова мемориал расширен. Например, построили входное здание с куполом в традиционном для среднеазиатских культовых строений стиле. К тому же отреставрировали прилегающее к мемориалу кладбище, на котором захоронены представители правящих династий древнего Узбекистана.

С того времени комплекс стал не только религиозной исламской святыней, но и туристическим объектом, посещаемым многими гостями Бухары, в том числе делегациями.

Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди
Внутренний двор комплекса Бахауддин Накшбанди

Рядом с некрополем находится красивый сад со знаменитым деревом. Последователи Бахауддина Накшбанди утверждают, что оно выросло из посоха богослова, воткнутого в землю. Некоторые для исполнения своих желаний много раз проходят под ветвями дерева, повторяя заученные молитвы. Туристы облюбовали небольшой пруд, расположенный на территории мемориала, в качестве приятного места для отдыха, где можно покормить водоплавающих птиц.

Многие верующие мусульмане посещают комплекс Бахауддина Накшбанди не столько ради удовольствия, а с целью попросить о помощи или исцелении от болезни. Они верят, что давно ушедший из жизни философ способен услышать и ответить на мольбы. Представителям традиционных западных религий этот обряд напоминает привычные молитвы святым о заступничестве и помощи.

Бахаутдин Накшбанди – философ и основатель ордена Накшбанди

Последователи накшбандийского учения относятся к лидеру как к святому. А некрополь, основанный на могиле, стал для верующих настоящей святыней. Чем же заслужил суфийский богослов такое почитание? Бахауддин Накшбанди получил известность в арабском мире в качестве основателя ордена Накшбандийа, наставник и проповедник новых для того времени взглядов.

Биография

Биография богослова малоизвестна – Бахауддин Накшбанди запрещал ученикам составлять подробные записи о своей жизни. Уже спустя годы после смерти Бахауддина стали появляться сборники рассказов о его деяниях. Достоверность большинства источников подвергается сомнению.

Общепризнанно, что Бахауддин родился в 1318 году в кишлаке Касри Арифон в 12 км от Бухары. Родители были из простых ремесленников, занимавшихся изготовлением дорогих тканей и чеканкой (фамилия Накшбанди переводится – «чеканщик»). Существует мнение, что отец был потомком пророка Магомета и относился к суфийскому течению.

С раннего детства Бахауддин проявлял большой интерес к религии знаменитого предка. Накшбанди совершил хадж в Мекку дважды. Учился на протяжении долгих лет у признанных наставников ислама своего времени.

Умер проповедник в 1389 году, не оставив ни одного письменного труда. Ученики средневекового философа переняли взгляды наставника на поклонение и стали распространять не только среди соотечественников, но и среди жителей других стран.

Религиозная деятельность

Основополагающее учение Бахауддина – тихий зикр Накшбанди. В отличие от распространенных в те годы практик громкого зикра, когда нараспев читалось определенное поминание, Накшбанди ввел практику беззвучного, мысленного зикра. Также философ превозносил аскетизм, осуждал бродяжничество, разгульный образ жизни, контакты с правителями. По мнению Бахауддина, тот, кто исповедует суфизм, должен беспрекословно исполнять все требования шариата, жить в уединении и искать духовного просветления.

Ордена Накшбанди и его известные адепты

В отличие от так называемых христианских орденов, где приверженцы хранят верность ордену, последователи Накшбадийи могут одновременно состоять в различных ответвлениях или переходить из одного в другое.

Ордена Накшбанди

Орден получил распространение на обширной территории Азии, Оттоманской империи и в Пакистане. Среди известных адептов философы и поэты (Джами, Навои), шейхи (Имам Раббани, Акшамсуддин, Тадж Баба, Марджани), правители (Мехмед II, Ибни Абидин, султаны Османского халифата).

В настоящее время один из самых известных адептов суфийского ордена – шейх Мехмет Адиль аль-Накшбанди. Он проживает на Кипре в городе Лефке. Отец Мехмета – шейх Назим, почитаем многими приверженцами религиозного течения суфиев.

Современник Мехмета Адиля – шейх Зульфикар Ахмад Накшбанди из Пакистана. Он является наставником нескольких религиозных обществ, основанных в разных странах мира. Он много путешествовал, бывал и в СНГ. С помощью таких посещений шейх стремился привлечь внимание мусульманской общественности к суфийским учениям и объяснял, как стать учеником ордена Накшбанди. В последнее время шейх избегает публичности.

Как добраться до комплекса Накшбанди

Религиозный памятник Бахауддина Накшбанди находится в 12 км от Бухары. До мемориала из города можно добраться на маршрутном такси за 700 сум с человека. Водители автомобилей отмечают хорошую трассу, ведущую до мавзолея прямо от аэропорта Бухары.

Не всегда при входе находится билетер или кассир. Однако туристы сообщают, что к ним во время осмотра мавзолея подходил работник комплекса и просил оплатить посещение и фотосъемку. Стоимость входа – 5 000 сум, фото и видеосъемка – 5 000 сум. За вход группы из нескольких человек нужно заплатить 15 000 сум.

Чтобы прогулка была интересной далеким от ислама путешественникам, стоит пригласить местного гида. Например, возле мечети Пои Калян в Бухаре много предлагающих услуги за приемлемую цену. Стоимость экскурсовода колеблется от 3 до 10 долларов, в зависимости от способностей туристов договариваться.

Гиды с увлечением поведают истории из жизни знаменитого суфия. Одна из них гласит, что после смерти Бахауддина Накшбанди стены дома завалили, похоронив его таким образом. Данный факт стал традицией погребения известных лидеров суфийского ордена.

Приобрести сувениры на память можно на близлежащем базаре. Там также расположены несколько приличных заведений, где готовят вкусные и недорогие блюда национальной кухни.

Загрузка ...