Катта Лангар и ее первый суфий Мухаммад Садык

Лангар Узбекистан Кашкадарьинская область

В отдаленном кишлаке Катта Лангар Узбекистан предстает перед туристами в новом обличье. Это немноголюдный населенный пункт с древними поражающими роскошью постройками и современными многоэтажными зданиями. Местное население проживает в разбросанных по холмам глинобитных домах. Кажется, время здесь остановилось. Как и основатель поселения Мухаммад Садык, путники приезжают сюда в поисках тишины и уединения. Паломники возносят молитвы и ищут ответы на вопросы у последователей Садыка, живущих в селении.

Кишлак Катта Лангар: полезная информация

кишлак Лангар

Кишлак Катта Лангар расположен в ущелье у подножья горного хребта Заравшан в Кашкадарьинской области. Местные жители очень гостеприимны. Они с радостью предложат гостям подкрепиться национальными блюдами или остановиться на ночлег в доме. Часто в кишлак попадают туристы, путешествующие по ближайшему горному каньону.

История поселения

В XV веке среди многих ответвлений ислама особой популярностью пользовался суфизм. Однако и между сторонниками течения не было единства. Шейхи-суфии образовывали отдельные братства, в которых последователи придерживались определенных мировоззрений и следовали традициям. Братство Ишкийа было одним из них. Ученик основателя братства Бабы Мухаммад Садык многое перенял от наставника и впоследствии сам стал знаменитым шейхом.

Он первым поселился в отдаленном месте в Зарафшанских горах. Не случайно суфий стремился к уединению и отшельничеству. Дервиши братства не искали славы и удовольствия в мирских делах. Наоборот, отличительная черта исламских монахов – самоотречение и аскетизм. Садык предавался размышлениям и мистическим практикам на лоне природы, намереваясь таким образом стать ближе к Богу и достичь просветления. Постепенно к нему присоединились и другие люди, ставшие учениками шейха.

Под руководством Мухаммада на высоком холме построили скромную мечеть, которую с течением лет расширили и дополнили новыми обителями. Так образовалось небольшое поселение, названное Катта Лангар, что в переводе значит «якорь» или «последнее пристанище». Садык действительно нашел здесь последнее пристанище. Над местом погребения суфия возвели мавзолей, а вокруг строения хоронили последователей шейха Мухаммада.

Мечеть и мавзолей – обязательный пункт паломничества верующих мира

Мавзолей Катта Лангар

Мечеть построили в конце XV века. Она совсем не похожа на привычные мусульманские святыни. В строительстве мечети участвовали арабские переселенцы, которым были чужды вычурность, жажда роскоши и желание произвести впечатление на паломников.

Древние постройки имеют большую историческую ценность, поскольку здесь никогда не проводились реставрационные работы. Мечеть Садыка предстает перед посетителями в том виде, в каком была возведена более 500 лет назад. Многие удивляются, как удалось сохранить главную святыню на протяжении столь длительного времени? Секрет заключается в следующем: обитель не знала периодов забвения. Поколения смотрителей сменяли друг друга, и каждый, кому осуществлял надзор за строениями, выполнял обязанности с особым рвением. Именно бережный уход посодействовал тому, что исламская реликвия все еще стоит на прежнем месте и даже является действующей мечетью.

Интересная деталь айвана: все колонны, резные капители и каменные подставки отличаются друг от друга. Мастера привозили готовые произведения из окрестных кишлаков и устанавливали их в галерее. Каждый воплощал свои умения и фантазию. Эти колонны подобны отдельным страницам книги, повествующей о вере и стремлениях создателей мечети. Несмотря на различия, колонны прекрасно сочетаются, создавая архитектурную гармонию.

Лангар Ота

Внутреннее убранство здания не менее скромно. Пол выстлан мягкими восточными коврами, отличающимися по форме, размеру и цвету. Оказывается, ковры как музейные экспонаты принесли сюда верующие в разные годы.

В мечети Мухаммада есть особая реликвия – старинный сундук, в котором хранятся символические одеяния дервишей, а также, по мнению смотрителей, свитки Корана Османа. И хотя эти утверждения вызывают сомнения у исследователей, в сундуке действительно находилась одна из древнейших рукописей Корана, хранящаяся в настоящее время в музее Санкт-Петербурга.

Напротив холма, на котором построена мечеть, возвышается еще один холм. По узкой тропе паломники поднимаются на вершину, где стоит усыпальница Садыка. На склонах горы похоронены сотни учеников Мухаммада, приверженцев Ишкийа. Усыпальница украшена цветной арабской росписью. По традиции деревянные двери отделаны искусной резьбой. Над зданием высится небольшой купол со шпилем – признак того, что мавзолей посвящен тому, кто достиг просветления. Посетители могут обратить внимание на четыре полусферы вокруг шпиля – символы ступеней, ведущих, по мнению суфиев, к единению с Богом.

Ежегодно посмотреть на главные достопримечательности кишлака приезжают тысячи гостей с разных уголков Узбекистана и даже из других стран. Кто-то совершает паломничество. Кому-то просто интересно познакомиться с историей и традициями исламских монахов, чтущих учения Садыка.

Как добраться до мавзолея Мухаммада Садыка в Катта Лангар

Катта Лангар находится в 40 км к югу от города Шахрисабз. Из Шахрисабза нужно ехать по шоссе М39 по направлению к Термезу. Из Ташкента до Шахрисабза можно добраться на самолете, скоростном электропоезде или автобусе. Другой путь до святынь предусматривает выезд из Самарканда. А из столицы Узбекистана до Самарканда курсируют автобусы. Также в городе есть аэропорт и железнодорожный вокзал. Из Самарканда в Лангар путешественники добираются на такси или автобусе.

Биография и деятельность суфия Мухаммада Садыка

Шейх Мухаммад Садык жил в середине XV века. Точная дата и место его рождения доподлинно неизвестны. О шейхе сохранились скудные сведения. В преданиях, передаваемых из уст в уста, шейх предстает искренне верующим и ревностным сторонником братства.

Мухаммад был потомком суфиев и обучался у одного суфийского наставника. Согласно легенде, однажды Садык уснул в тени дерева, обняв сосуд с водой для ритуальных омовений. Юношу разбудило кипящая в сосуде вода, которая начала выливаться через край. Пораженный Мухаммад спросил учителя, что это значит. Наставник ответил, что юный ученик получил знак свыше и уже не нуждается в руководстве. Он стал шейхом и должен нести знания другим людям.

Мухаммад сел на белого верблюда и отправился в дальний путь. На месте, где верблюд остановился и лег, Садык вознес молитву и решил основать поселение. Вскоре к Мухаммаду присоединились последователи, восхищенные мудростью и верой шейха. Место захоронения суфия считается у мусульман священным. Хотя братство Ишкийа уже давно не существует, память о знаменитом учителе жива в сердцах лангарцев – хранителей легенд.

Оцените статью
Добавить комментарий