Из истории Китая 'История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфов. Основные стили.

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфов. Основные стили.

0 комментов
просмотров
8 мин. на чтение

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Китайская каллиграфия – Познавательно о другом культурном феномене Китая: искусстве красивого письма.

Китайская каллиграфия – это уникальное культурное явление, которое завораживает своим процессом, затрагивая сокровенные струны нашей души. Наверняка всякий, кто хоть раз гулял по китайским паркам, останавливался перед пожилым китайцем, который массивной мокрой кистью рисовал на асфальте изящные иероглифы. Несмотря на то, что искусство каллиграфии насчитывает несколько тысячелетий, оно все еще живо, и китайское общество уважает как мастеров своего дела, так и новичков.

Основа китайской каллиграфии – иероглифы. Корни иероглифов восходят к примитивным наскальным рисункам, которые со временем трансформировались и приобрели современную форму благодаря упорядоченному набору элементов.

Общее количество китайских иероглифов превышает 80 000, из которых примерно 3500 считаются широко используемыми. Самыми простыми непрерывными единицами иероглифов являются черты характера, которых всего 32. Чтобы овладеть навыком написания иероглифов, нужно запомнить.

  • сами характеристики и порядок их написания
  • графемы и ключи (более сложные структурные единицы, состоящие из признаков)
  • основные принципы написания черт / графем / целых иероглифов

Те, кто какое-то время изучали китайский язык, сами того не подозревая, думали, что могут причислить себя к разряду каллиграфов, но нет – требуются годы, чтобы практиковаться в написании иероглифов, выработке характеристик определенного стиля, не говоря уже о послании автора который несет надпись.

История китайской каллиграфии

Каллиграфия изначально возникла из-за необходимости записывать идеи и информацию. Первый графический сценарий назывался гу-вэнь (古文 gǔwén), так называемое древнее письмо (Чжоу) (15–12 вв. До н.э.). Первобытные изображения были вырезаны острыми предметами на твердых поверхностях.

Кроме того, большим шагом вперед в развитии китайской письменности стало объединение Китая под властью Цинь Шихуанди (3 век до н.э.) и создание империи. Умение писать стало доступно знати, чиновникам и правящей элите.

Во времена династии Хань (汉代), с изобретением бумаги, изображение иероглифов продолжало развиваться. В то же время зародился стиль «Кайсю», который сегодня лег в основу изучения китайской каллиграфии.

Во времена династий Тан (唐代) и Сун (宋代) каллиграфия не стала просто иероглифическим письмом, она поднялась до уровня искусства, находясь на одном уровне с поэзией и живописью.

Во времена династии Мин (明代) каллиграфы начали воплощать идеи художественного освобождения и свободы от прежних установленных законом правил, формируя индивидуальные стили письма. Самыми популярными каллиграфами того времени были: Вэнь Чжэнминь (文徵明, 1470-1559), Чжан Жуйту (張瑞 圖, 1570-1641), Чжу Юньмин (祝允明, 1460-1527) и Хуан Даочжоу (黃 道 周, 1585-1646).

Во время династии Цин (清代) каллиграфы стали чаще возвращаться к своим корням и начали черпать вдохновение из богатых источников древних писаний, написанных духовным письмом и печатью. Была создана новая школа, которая стала связующим звеном между настоящим и прошлым, соединив в себе традиции старины и новаторские идеи.

В эпоху Мао Цзэдуна китайская каллиграфия претерпела ряд потрясений: иероглифы были упрощены и стали писать слева направо в одну строку (а не сверху вниз, как это было раньше в книгах. Традиционном китайском). Кайсю оставался нормативным стилем, но способность писать иероглифы традиционным способом, используя чернила и кисть, по-прежнему высоко ценится в Китае.

Инструменты каллиграфа

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Настоящее сокровище кабинета каллиграфа – это так называемые «четыре драгоценности», владение мастерами этими инструментами на протяжении длительного времени свидетельствовало о признании их профессионализма и сулило богатство их владельцам.

Кисти обычно делают из шерсти животных (хорьков, зайцев, волков, овец, оленей, лисиц). Часто можно использовать комбинацию разных типов шерсти, чтобы создать более жесткую или мягкую щетину. Размеры и форма кистей самые разные – от миниатюрных деталей для рисования украшений до тяжелых и массивных.

Бумага сюань (宣纸), которая до сих пор часто используется каллиграфами, была создана во времена династии Тан (唐代) в провинции Аньхой и до сих пор считается наиболее подходящей для каллиграфии. Он состоит из различных растительных волокон, нежных и тонких, он хорошо впитывает влагу и сохраняет чернила, и, прежде всего, он очень устойчив к старению и может противостоять временным повреждениям. При хорошей сохранности он может прослужить сотни лет.

Чернила традиционно состоят из сажи или углерода. Для рисования его смешивают с водой, чтобы получить чернила. Пигменты чернил хорошего качества не тускнеют и не слипаются при письме. При смешивании с красками с разным количеством воды они могут приобретать разные оттенки.

Чернильница – это инструмент, используемый для смешивания чернил с водой. Он также носит название чернильный камень, хотя для его изготовления, помимо более распространенного материала, может использоваться камень, бронза, железо или глина.

Как и предметы в чайном сервизе, отдельные инструменты из офиса каллиграфа в Китае могут стоить всего лишь цент или баснословные суммы, в зависимости от качества, возраста (бумага) и изготовления.

Стили китайской каллиграфии

В Китае есть старая поговорка: «читать иероглифы – все равно что встретить человека» (见 字 如 见 人 jiàn zì rú jiàn rén). Даже в Китайской Народной Республике 21 века считается очень важным уметь красиво писать, поскольку иероглифы могут использоваться для определения характера человека, уровня культуры и образования.

При написании китайских иероглифов особое внимание уделяется редактированию штрихов и линий, а также расстоянию между символами и линиями. Также важны красивая композиция и сильное художественное чутье. Существует 5 стилей китайской каллиграфии – Чжуаньшу, Лишу, Кайшу, Синьшу и Цаошу, каждый из которых живет до наших дней и обладает уникальными характеристиками.

Чжуаньшу (篆书, zhuànshū)

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Один из старейших и наиболее часто используемых стилей, именуемый «печатным письмом». Эта форма письма была обнаружена на костях животных и панцирях черепах (а также на многочисленных поверхностях из нефрита и бронзы). После объединения Китая под властью первого императора Цинь Шихуанди, основателя династии Цинь, чжуаньшу стал единым стилем письма в новом централизованном государстве.

Характерные черты Чжуаньшу – вытянутость иероглифов и одинаковая толщина линий. Сегодня этот стиль все еще используется в печатях, которые служат альтернативной формой подписи каллиграфов и художников на их картинах.

Лишу (隶书 ,lìshū)

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Эта форма письма также возникла в династии Цинь, достигла своего пика в эпоху Восточной Хань и значительно повлияла на каллиграфию в последующих поколениях. На момент своего зарождения стиль Лишу широко использовался правительственными чиновниками, став основой «корпоративного письма».

Иероглифы этого стиля отличаются продольным «плоским» письмом, они как бы вписаны в прямоугольник; при письме не соблюдаются требования выдерживания единой ширины линии. Последняя особенность связана с началом использования кисти и бумаги (до этого на твердых поверхностях гравировали иероглифы). Отличительной особенностью лишайника является горизонтальная линия, называемая «цантоу-янвэй» (蚕 头 燕尾 cán tóu yàn wěi) «голова тутового шелкопряда – хвост дикого гуся».

Кайшу (楷书,kǎishū)

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Эта форма письма, известная как «образцовая» форма письма, является наиболее известной и используемой на сегодняшний день. В кайсю каждый штрих и линия четко прорисованы, написаны в строгом порядке, а весь иероглиф условно помещен в квадрат, как в китайских писаниях .

Синшу (行书,xíngshū)

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Стиль Шиншу похож на «курсив», отсюда его дословный перевод «бегущая буква». Эта форма письма также возникла в эпоху Восточной Хань, старше «статутного» кайсю и сильно отличается от горизонтально вытянутого лешу. Синшу отличается почти непрерывным написанием основных черт иероглифа, плавностью и красотой линий. Иероглифы немного вытянуты по вертикали (не так сильно, как в Чжуаньшу). Законы последовательного написания признаков иероглифов могут быть нарушены, так как упор делается на согласованность линий и непрерывность движений кисти.

Цаошу (草书,cǎoshū)

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Они говорят о цаошу: «мазок кисти подобен извивающемуся дракону и змею» (笔 走 龙蛇 bǐ zǒu lóng shé), подчеркивая «летающий» стиль письма, другими словами, курсив. Чтобы быстро писать иероглифы, люди используют непрерывную работу кисти, поэтому в результате многие элементы можно упростить и даже опустить. Только профессиональные китаисты или люди с обширными знаниями китайской культуры, философии и поэзии могут расшифровать то, что написано в стиле цаошу.

Возможно ли стать каллиграфом?

Каллиграфия – это средство самовыражения, а вовсе не профессия. Отношение к каллиграфии в Китае почти сакрально, она немного «выше» других видов изобразительного искусства. Поэтому вопрос «когда вы овладеете навыками каллиграфа?» не совсем уместно, потому что мало кто, решив посвятить себя живописи, ставит себе дедлайны, в которые они должны превратиться в известного живописца.

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

В истории Китая очень мало людей, известных исключительно своим талантом и умением создавать шедевры каллиграфии. Все они аристократы, чиновники или ученые. Если вы заинтересованы в поиске нового хобби, и ваши руки тянутся к кисточке и туши для ресниц, то для развития необходимых вам навыков.

  • владение базовыми навыками написания иероглифов;
  • понимание и глубокое знание китайской культуры;
  • набор инструментов;
  • наставник;
  • погода.

Несмотря на технический прогресс, все больше и больше людей заново открывают для себя терапевтические преимущества прикосновения ручки / кисти к бумаге. Сам процесс письма невероятно увлекателен, помогает отвлечься от забот, лучше сформулировать мысли, не говоря уже о том, что положительно влияет на развитие моторики и памяти. Поэтому и в Китае, и за рубежом есть интерес к искусству письма. Дополнительную информацию для любителей каллиграфии можно найти на сайте http://www.yac8.com или в официальной учетной записи WeChat «书法 欣赏», отсканировав код.

История китайской каллиграфии. Инструменты каллиграфии. Основные стили.

Источник материала и фото: chinaexpro.ru

Читайте далее:
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.