Из истории Китая 'Прически Древнего Китая

Прически Древнего Китая

0 комментов
просмотров
7 мин. на чтение

Прически в Древнем Китае

Китайские прически, столь необычные в глазах среднестатистического европейца, являются своеобразным символом Поднебесной, неотъемлемой частью образа, элементом культуры. Женские прически различаются в зависимости от возраста и семейного положения. Стричь волосы считается неуважением, так как это унаследовано от родителей. Маньчжурский режим требовал, чтобы мужчины брили лобную часть головы. Волосы на макушке были заплетены в косичку и перевязаны черной шелковой лентой. Это была традиция, которая была прервана совсем недавно, во время правления последнего императора в начале прошлого века. Стрижка «конский хвост» стала одним из самых известных символов падения имперского правления династии Цин, готовности к модернизации и политическим переменам.

Прически – это способ персонализировать историю. Норманны носили их во времена Вильгельма Завоевателя, который поощрял британцев отращивать волосы. Ассоциации длинных волос с сильной политической властью и их отсутствие с анархией прочно укоренились в сознании населения. Волосы – символ энергии, жизненной силы библейского Самсона. Распущенные волосы часто означают свободу и протест, а взлохмаченные волосы – знак тоски и печали. Собранные волосы могут означать семейное положение или рабство. Обритая голова – удел истинно верующего. Заключенные, рабы и солдаты, положение которых требует послушания, – обладательницы коротких причесок. Таким образом, в Древнем Китае прически символически иллюстрируют вехи китайской истории.

Книга о сыновьей почтительности

Основы традиций, в частности отношение к украшению головы, уходят корнями в древность и относятся к конфуцианскому трактату под названием «Книга сыновнего почтения». Акцент в тексте был сделан на социальных отношениях, особенно между отцом и сыном. Трактат традиционно приписывается Конфуцию, т.е восходит к 479 году до нашей эры. Однако эта теория подвергалась сомнению вплоть до династии Сун, правившей Китаем с 1127 по 1279 год. Предполагалось, что текст был составлен учениками Конфуция или последователями мыслителя в конце периода Сражающихся царств или в начале династии Хань. Несмотря на то, что эта книга привлекала к себе внимание еще в древности, в конфуцианский канон она вошла только во время правления северных песнопений с 960 по 1126 год.

Некоторые главы книги посвящены сыновнему почтению, которое считается основным понятием конфуцианской социальной системы. Согласно конфуцианской философии, жалость к детям – это социальный руководящий принцип, лежащий в основе всех других добродетелей и всех действий, предпринимаемых человеком. Благочестивый правитель способен справедливо управлять своей страной, а это значит, что люди начнут наводить порядок и вносить согласие в свои семьи. Благочестие сына, как и отношения между отцом и сыном, полностью распространяется на сферу государственных отношений между государь и его народ. В отношении двух братьев это можно сравнить с любовью младшего брата к старшему. В книге даются конкретные инструкции по построению отношений во всех сферах взаимодействия.

Тело ребенку подарили его родители, и почтение подразумевает невозможность причинить вред своему телу. Самоубийство, как и бритье волос, как для буддийских монахов, является выражением отсутствия сыновней почтительности. Концепция также подразумевает, что дети должны чтить имя своих родителей и уважать своих предков. Высшая форма почитания своих родителей – это достижение высокого положения и социального статуса. Ваше положение влияет на славу ваших предков.

Истоки китайской косички

Характерная маньчжурская прическа издревле привлекала внимание западных путешественников. Например, в 1618 году португальский миссионер в Китае Альваро де Семедо утверждал, что китайцы бреют бороды и часть головы, а оставшиеся волосы собирают в пучок, заплетенные таким образом, что они небрежно свисают под леые плечи. Британец девятнадцатого века заверил своих соплеменников, что у китайцев волосы собраны в хвост на макушке, из которого они сложены в головной убор. Юстус Дулиттл в 1865 году в своей книге о Китае пишет, что все, от обычных людей до мандаринов, сбривают волосы, оставляя на макушке круглую область, которая растет на протяжении всей жизни и, разделяясь на три пряди, является переплетены. Гийом де Рубрук, путешественник из стран Востока, описал мужчин, которые бреют все волосы, кроме квадрата на макушке, включая виски, затылок и лоб.

Большинство людей на Западе считают, что косы изобрели маньчжуры, но эта китайская традиция намного старше. Кочевое племя хунну, которое воевало с империей Хань на рубеже первого и второго тысячелетий, имело символ, описывающий процесс плетения волос или веревок. Мужские и женские косы наблюдались у племен на крайнем западе Китая во время династии Тан с 618 по 907 год. Правители северного Китая во время династии Ляо носили что-то вроде косы за головой с 947 по 1125 год приписывается племенам чжурчжэней, которые наводнили север страны и создали династию Цзинь. Бытует мнение, что такой прической китайцы обязаны указу императора Тай Цзуна. Во времена Марко Поло большинство китайцев носили волосы, завязанные за головой или на макушке. Китайские прически описывались многими путешественниками 16 века. Хуан Гонсалес де Мендоса отметил, что китайские мужчины собирают волосы на макушке. Отец Гаспар да Круз в 1569 году был удивлен, что мужчины носят волосы такой же длины, как и женщины, и так же хорошо причесываются. Завершил картину Мартин де Рада, отметив, что сильный пол гордится длинными волосами не меньше, чем слабый.

Приказ об обрезании волос

Все изменилось летом 1645 года. В Китае был издан указ о стрижке, изданный маньчжурским военачальником Доргоном. Согласно указу, каждый взрослый китаец должен был сбрить переднюю часть головы и собрать волосы с затылка в тугую косу. Императивность указа, а также требования к его строгому исполнению под смертной казнью напоминали российский указ Петра Великого о бритье бороды. Для представителей маньчжурских народов это требование было возможностью отличить свое от других, а для многочисленного ханьского народа выполнение приказа Доргона стало актом, оскорбляющим чувства приверженцев учения Конфуция. Во время правления предыдущей династии Мин мужчины связывали волосы, и неповиновение новому указу привело к массовой гибели ханьцев.

Маньчжуры заставляли ханьцев следовать обычаям севера и заставляли их брить головы, кроме короны. Несогласные были казнены. Король Кореи также подчинялся правителю вассального подчинения. Приказ стричь волосы был распространен на все категории граждан, но встретил сопротивление населения. Был сформирован военный совет, чтобы подавить оппозицию. Считается, что парикмахеры несли головы непослушных городов на бамбуковых палках, чтобы показать обоюдоострый характер своей профессии.

Несколько смягченный указ был частично основан на конфуцианских заповедях, истолковывая их в свою пользу. В обращении говорилось, что с того момента, как страна объединилась и стала одной семьей, правитель стал отцом для народа, а его подданные стали его детьми. Но эта попытка смягчить подход не дала результата. В то же время послушание было верным признаком согласия с властью.

Женские прически Древнего Китая

Традиция ухода за женскими волосами в Китае не была такой политической, как у мужчин. Девочек до 16 лет не обременяли жесткими ограничениями в выборе прически. Достигнув этого момента, девочки прошли обряд юности цзи-ли (笄 禮), во время которого их волосы были собраны в традиционную китайскую прическу. Во время ритуала волосы были вымыты, завиты и закреплены шпилькой «чи» (笄) или гребнем. Девушка, прошедшая обряд, считалась взрослой и получала право на брак.

Простая прическа династии Хань, правившей с 206 по 22 год до нашей эры, состояла из длинного «конского хвоста», разделенного по голове таким образом, чтобы волосы обрамляли лицо с обеих сторон и в выгодном свете освещали лоб. Волосы можно было разделить на пробор, поскольку идеалы красоты предполагали симметрию. Девочки могли оставить большую часть своих волос распущенными, собирая только часть в пучок на затылке, который закреплялся заколкой для бобби.

После того, как девушка вышла замуж, возобладал прагматизм. Занимаясь семейными и домашними делами, женщинам не нужно было щеголять волосами.

Замужние женщины в древнем Китае собирали волосы в прически самых разных стилей, от практичных до сложных для торжеств и церемоний. Прическа также зависела от социального положения. Самый простой – это прядь волос, собранная на затылке. Более сложная версия династии Тан (618–907) включала использование шиньонов, декоративных гребней, брошек и даже живых цветов. Прототип нынешнего лака для волос был использован для фиксации прически, сделанной путем погружения дерева в горячую воду с получением липкого геля.

Источник материала и фото: mychinaexpert.ru

Читайте далее:
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.