В низовьях реки Амударьи в Узбекистане на границе с Туркменией расположен древнейший район Центральной Азии – Хорезм. Через центр ремесел и рукоделия проходил Великий Шелковый Путь. Не раз пытался покорить Хорезм великий завоеватель Амир Тимур, и лишь с пятой попытки древний город сдался.
Культура Хорезма отличается от общеизвестной восточной культуры своей самобытностью и направленностью. Город всегда славился своими песнями, рассказчиками (бахши), певцами и поэтами. Отдельное место занимают зажигательные хорезмские пляски. Известная школа хореографии примечательна особыми движениями, которые наполнены смыслом, яркостью исполнения и страстью. Лазги́ – хорезмская народная песня и танец, ее называют душой народа.
Традиции искусства танца Хорезма
Местные танцы насчитывают много сотен лет и являются базой, на которой формируется современная хореография.
Хорезмская хореография отличаются от плавных неспешных танцевальных движений Бухары и Ташкента. Исполнение Лазги весьма популярно не только в Узбекистане, но и за пределами страны. Очень энергичные движения плечами и руками, с нанизанными на них колокольчиками, исполняются на полусогнутых ногах. В хорезмских ритмических действиях очень ярко выражен характер народа, его настроение. Они изображают окружающую природу и трудовые будни. Действие по манере исполнения подразделяется на профессиональное и народное. Каждый вид содержит несколько жанров. Лазги – это объединенное название танцев разной направленности.
Сюжетные танцы и пантомимы
Наиболее яркие проявления характера отражаются в сюжетных хореографических композициях. В основу жанра заложены четкие движения рук, которые отражают повадки птиц и зверей. Подражательные композиции имеют названия «Чайка», «Перепелка», «Бой петуха» и т. д.
Сатирические плясы о профессиях:
- «Рыбак»;
- «Парикмахер»;
- «Чабан» и другие.
По движениям и стилистике легко догадаться о ком тот или иной замысловатый узор телодвижений. Так, танцевальные па героического воинственного жанра представлен отточенными энергичными движениями.
У хорезмской школы весьма сложная техника исполнения, задействованы не только руки и ноги, но и мышцы шеи и спины. От танцора требуется не только физическая подготовка, но и актерское умение перевоплощаться в изображаемого героя.
Пантомима – язык тела, пластика без использования слов, способная отобразить поведение и движения животных и птиц. В танцевальных пантомимах прослеживаются обряды, игры, ритуальные действия.
Традиционно-бытовые танцы Хорезма
В жизни местных народов танец играл важную роль. Массовые танцевальные мероприятия и игры были неотъемлемой частью быта. Фольклорные бытовые хореографические исполнения отражают повседневную жизнь человека и ритуальные действия.
Весенние девичьи хороводы, осенние игры, плясы на площадях Хорезма – вот из чего состояли праздники народа.
Классические хорезмские танцы
Классические хорезмские танцы выполняют профессиональные артисты. Танцевальные группы при помощи традиционных движений пантомимы выражают содержание сюжета. Классическими хорезмскими плясами являются «Маком-уфори» и «Уфори». Для них характерен лирический жанр исполнения. Движениями тела танцоры создают определенные образы.
Цирковые танцы Хорезма
К цирковым танцам относятся композиции с факелами «Машала», с огнем «Утуйин», с кинжалами, проход на канате или проволоке «Симдор» и «Добоз». Акробатические действия с прыжками, присядками, движением плеч и различными цирковыми трюками неизменно сопровождаются исполнением мелодий на национальных музыкальных инструментах дутар или сурна.
Хорезмские костюмы для танца
Одежда для танцев – национальные узбекские костюмы с богатой золотой вышивкой и узорами растительной тематикой. Головной убор и обувь танцовщицы тоже расшиты золотой вязью. Женские костюмы щедро украшены разными монетками, бубенцами и бусами.
Мужчины выступают в огромных меховых шапках-папахах, а на женщинах небольшие тюбетейки. Обязательным атрибутом мужского национального танцевального костюма является кушак ярких контрастных цветов.
Лязги – хорезмский танец
Самый известный и исполняемый хорезмский танец – Лязги. Это символ города и его визитная карточка.
Хореография Лязги может быть лирической, воинственной, комической. В начале композиции звучит медленный напев, танцовщица как бы замирает, но вновь звучит музыка – и движения меняются. С каждой новой музыкальной композицией темп ускоряется и в конце приобретает более быстрый ритм. Так образ становится законченным. Чередование пауз и ускорение ритма – вот что такое народный танец Лязги.
Узбекское хореографическое искусство славится изяществом, красотой линий. Танцы воплощают образ жизни и философии великого народа. Эмоциональная простота, искренность и жизнерадостность людей воспроизводятся в чарующих действиях исполнителей.