Национальные танцы Узбекистана отличаются эмоциональностью, яркостью и живостью. Они не похожи на пляски других восточных народов, даже тех, что живут в близкорасположенной местности. Узбекский танец зародился давным-давно, еще когда танцевальные движения были приурочены к изменяющимся явлениям природы, процессу сбора урожая, различных ритуалов. Часто танцоры сначала подносят руки к сердцу, затем вытягивают к небу. Таким действием восточные танцоры хотят показать, что движения исходят от сердца.
Современные и национальные узбекские танцы
Современные узбекские танцы не сильно отличаются от первых национальных танцев Узбекистана. Большой акцент танцоры делают на мимику лица, чтобы показать эмоции, заложенные в постановке, и на движениях рук. Сейчас выделяют классический узбекский танец и народный. Классический узбекский создан для постановки на сцене, ему специально обучаются, исполняют не только в Узбекистане. Народный преобладает в семейных кругах, на свадьбах, больших народных празднествах, здесь соблюдены танцевальные традиции, идущие с глубокой древности. При посещении Узбекистана нужно обязательно увидеть классический и народный танец.
Школы узбекского танца
Классический узбекский ракс подразделяется на три школы: ферганская, бухарская, хорезмская. Народные танцы различаются в зависимости от региона исполнения, но имеют общие характерные для них черты. Все они представляют собой небольшой спектакль, во время которого танцоры не только исполняют танцевальные движения, но часто делают вещи непривычные для других танцевальных школ, используя посуду, прядильные установки.
Ферганская школа
Ферганская школа, или «Кагга уйин» как ее называют местные жители, отличается плавностью, лиричностью, мягкостью. Во время исполнения танцовщицы принимают округлые формы. В основе лежат чувства и эмоции исполнителя, поэтому здесь приветствуется не точная постановка, а использование импровизированных движений. Название берет от Ферганской долины, которая предстает перед туристами яркой и уникальной.
Ферганские представления строятся на лиричной истории. Чаще всего любовные истории о разлуке девушки с любимым или, наоборот, о долгожданной встрече возлюбленных.
В отличие от других узбекских школ, кисти рук исполнителей постоянно должны быть направлены вверх.
Самое часто исполняемое представление – «Тановар», в переводе — «наслаждение души». Название показывает, что происходящим на сцене наслаждаются не только зрители, но и сами танцовщики, ведь для них это способ выражения своих внутренних переживаний.
Хорезмская танцевальная школа
Хорезм – это бунт, восторг жизнью и энергия, которой заряжается любой, кто хотя бы раз станет свидетелем. Отличается резкими сложными движениями, но простыми жестами кистей и ног, которые выражают живость, душевные порывы исполнителя.
Часто в хорезмской танцевальной школе танцовщики воссоздают движения представителей животного мира – изображают голубей, баранов, быков, чаек, петухов.
Хорезмская школа имеет несколько подвидов:
- профессиональные;
- народные;
- полупрофессиональные танцы, к которым относятся цирковые и комические, танцы на ходулях, с огнем.
Узбекские «лазги» и «танец сломанных пальцев» — самые необычные виды. Своим появлением последний обязан легенде о танцовщице, исполнявшей пляски для царя. Девушка неудачно упала, сломала пальцы рук, но чтобы не расстроить и не разгневать государя, она продолжила танцевать, не разгибая пальцы.
Узбекский танец хорезм содержит и один воинственный древний вид — Лазги. Как узбекский народный танец лазги выражает бесстрашие, отвагу и порыв воина, основывается на телодвижениях, различных тематикой и техникой.
В отличие от бухарских и ферганских, хорезм не использует никаких движений вращения, единственный вращательный жест – вращение танцовщика вокруг своей оси.
Бухарские национальные танцы
Бухарская узбекская школа отличается от других примитивными движениями и простой хореографией. Все это отражает культуру Узбекистана. Все движения крайне разнообразны, то мягкие, плавные, то резкие, ломкие. Ноги танцоров всегда слегка согнуты, голова приподнята вверх.
Самые известные представления бухарской школы – «Замин бози» и «Ларзон». Во время исполнения танцевальных движения часто используются дополнительные музыкальные инструменты: кайраки и занги. Кайраки представляют собой две пластины из железа и камня, а занги – маленькие колокольчики на сафьяновом браслете.
Основывается на движениях кистей, шеи, плеч. Женщины здесь пластичны, легки, мужчины – энергичны.
Бухарская школа состоит из трех подвидов: «Базм-оро» — лирика, исполняется на пирах, «Джура базм» — комичность, используется для поднятия настроения в компании друзей и «Марокчи» — торжественность для празднеств на сценах города или села.
Андижанский танец
Еще одна школа, похожая на ферганскую. Популярен узбекский танец «андижанская полька», который своей энергичностью и задором ничем не уступает кавказской лезгинке. На любом празднике андижанская полька обязательна к исполнению.
Танцевальные костюмы
Ни один танец никогда не обходится без костюма. Узбекские танцевальные костюмы яркие, красочные.
Главным атрибутом мужского хорезмского костюма является меховая шапка, женский головной убор отличается изяществом и мягкостью. Женщины всегда одеты в платья в пол, сверху надевается бархатная обшитая золотыми нитями накидка. Узбекские костюмы выглядят богато и дорого: сшиты из вельветовых и бархатных материалов. В Узбекистане существует поверье, что темная одежда может навлечь беду, поэтому местные жители не носят темной одежды.