Национальная посуда из Узбекистана

посуда Узбекистана Узбекистан

Узбекская посуда из керамики известна со времен Шелкового Пути.

Считается, что древний город гончаров располагался на территории современного Риштана на месте старого городского квартала махалли Чиннигарон. Точную дату его появления назвать сложно, но это самый древний населенный пункт Ферганской долины.

В 1900 году риштанские керамические изделия выставлялись на Всемирной выставке в Париже и имели огромный успех. К счастью, традиции сохранились. Риштан и сегодня славится своей керамикой.

В 1953 в Узбекистане началась собственная история фарфора. В Ташкенте был построен фарфоровый завод. С 1961 года стали выпускаться знаменитые не только в Узбекистане, но и во всем СССР, сервизы «Пахта», что в переводе с узбекского означает хлопок. Следующим по популярности шел сервиз «Золотой олень» и не имевший большого успеха «Чинар». Сейчас полные комплекты посуды можно увидеть в музее. Ташкентского завода больше нет. Выпуск фарфоровой посуды с традиционным узбекским рисунком продолжают другие, в том числе производители Китая и Турции. Но это уже другая продукция.

Сервиз чайный "Золотой олень"
Сервиз чайный “Золотой олень”

Несмотря на широкое распространение фарфора, керамическая национальная посуда не теряет популярности и становится все более востребованной как среди местных жителей, так и среди туристов. Путешественники специально едут в знаменитые гончарные центры за узбекской керамикой.

Виды национальной посуды из Узбекистана

казан с пловомУзбекский казан всем хорошо знаком. Котел из металла с покатым дном ставится на открытый огонь на треногах или опускается в печь. Без него трудно представить узбекскую кухню. Вкус приготовленного в казане плова или лагмана невозможно повторить на сковородках и плитах. Сейчас казан изготавливают из разных видов металла, но самым предпочтительным остается чугун. Хотя можно встретить и алюминий, но не в Узбекистане. Медные казаны скорее подходят в качестве экспонатов музеев. Они слишком токсичны, чтобы в них готовить.

Национальная посуда из УзбекистанаНациональная посуда, сделанная из керамики, производится местными заводами, например Риштанским, для широкого потребителя. Не редки уникальные изделия, выполняемые мастерами на гончарных кругах в единичных экземплярах. Но они являются больше произведениями искусства, нежели кухонной утварью.

Самый любимый напиток в Узбекистане – чай. Пьют его, можно сказать, ритуально. По тому, как чай наливает хозяин гостю, можно определить социальный статус последнего. А по тому, как его пьет гость, не трудно увидеть, какие у него отношения с хозяином. Разливают чай не в чашки, а в узбекские пиалы. Раньше, до прихода фарфора в Узбекистан, чаепитие происходило из керамических пиал. По их цвету и рисунку определяли место производства посуды, а иногда и имя мастера.

Узбекская керамика ручной работы

Гончарное производство развито в нескольких районах Узбекистана, и в каждом оно имеет свои неповторимые черты.

Ферганская долина не случайно считается древним центром узбекской керамики. Ее южная часть, где расположен город мастеров Риштан, находится в Алайских предгорьях, на высоте 482 метров, на границе с Киргизией. Местная глина района идеальна для гончарного дела. Материал имеет исключительную прочность и красноватый оттенок, что придает посуде особенный цвет. В производстве глазури для облива посуды ферганскими художниками используется такой компонент, как пепел растений ферганских предгорий. И у каждого мастера свой секрет.

Пиала – необходимый атрибут узбекского чаепития. Пиала представляет собой полусферическую чашку без ручек и всегда является частью набора посуды для плова. Если говорить об узбекских сервизах, то распространены в основном чайные. В них входят заварочный чайник, практически идеальной формы с изысканным узором, большая тарелка, по-узбекски ляган, и 4–6 пиал для чая. Не в узбекской традиции керамические сервизы, с посудой для первых и вторых блюд, салатницами, чайниками и молочниками.

традиции чаепития

Узбекские чайные наборы ручной работы можно приобрести у риштанских мастеров. В Хорезме же преобладают ляганы, декоративные блюда и пиалы. Роспись на посуде – благородный рисунок со всеми оттенками синего цвета, достигаемый за счет использования в глазури синего кобальта. Часто присутствуют геометрические формы.

Есть и уникальное блюдо – бадия. В ней подается хорезмский плов, остатки жира с которого стекают в специальное углубление на бадие. Бадия глубже лягана и имеет высокие борта.

Бадия для плова

Удивительны и местные кувшины со сплошной толстой глазурью внутри. С внешней стороны глазурью покрыта только часть изделия. Такой дизайн дает возможность сохранять внутри кувшина прохладу в сильную жару по принципу термоса. Обдавая водой ту часть кувшина, не покрытую глазурью, охлаждают содержимое кувшина. Так как вода сначала пропитывает пористую глину, а потом испаряется.

Керамика этого региона хрупкая и широко используется для производства узбекских изразцов. Существует три керамические школы. Сложно описать своеобразность рисунков и стилей каждой. Но все могут оценить музыкальный звук, издаваемый керамикой, если по ней щелкнуть.

Узбекская металлическая и чугунная посуда

Чугунная посуда распространена по всей Средней Азии и Узбекистан не исключение. Сковороды всех размеров, ступы для измельчения специй, тяжелые кастрюли. Но центральное место на кухне занимает узбекский казан. Лучшими признаны казаны из Намангана за высокое качество чугуна и толстые стенки изделия. По-настоящему качественные изделия со временем становятся только лучше и ценятся дороже. Поэтому встретить их в продаже можно нечасто, даже на рынках Узбекистана. Эта семейная реликвия и незаменимая вещь в хозяйстве передается по наследству.

Секрет в том, что долго используемый казан, покрывается «правильным» нагаром, выполняемую функцию покрытия, и не только защищает блюдо от пригорания, но и делает пищу еще вкуснее. Традиционная форма казана предполагает полукруглое дно. С учетом использования плит современные казаны стали производиться с плоским дном снаружи. Внутри казан по-прежнему сохраняет историческую округлую форму. В квартирах часто используют чугунные казаны с алюминиевой крышкой.

Новое изделие после покупки нужно прокалить. Дело трудоемкое и требует определенных познаний и мастерства.

Шумовка из нержавейки с деревянной ручкой для приготовления плова в казане альтернативы не имеет. Ею не только перемешивают зирвак и выравнивают поверхность риса, но и проверяют его готовность по звуку, раздаваемый от похлопывания по рису шумовкой. Размер шумовки должен соответствовать казану. Например, для объема в 30 литров, потребуется шумовка длиною не менее 62 см, но не меньше 15 в диаметре.

Узоры на посуде из Узбекистана

В Узбекистане производятся и используются фарфоровая, фаянсовая и керамическая посуда. В традиционной чайхане можно увидеть фарфор и фаянс со знаменитым узором пахта на тарелках. Пиалы, чайники и большие блюда для фруктов также выполнены в стиле пахтагуль. Чаще используются синие цвета, реже – черные и красные, и совсем редко – зеленая цветовая гамма.

Сервиз чайный "Пахта"
Сервиз чайный “Пахта”

Но плов и другое горячее принесут на лягане – большой керамической тарелке с узбекским рисунком. Скорее всего, он будет керамическим и не ручной работы, но национальный колорит от этого не уменьшится, так же как и чудесный вкус душистого плова.

Национальный узбекский орнамент красив и разнообразен. Часто в основе лежит древняя символика, смысл которой далеко не всегда понятен.

Сегодня бухарские мастера стали воспроизводить на посуде технику старинной арабской вязи. Умельцы Гиждувана с использованием старых технологий создают пиалы с толще и крупнее обычных стенками и выполнены в желто-коричневых тонах. Это произведения высокого искусства, которые сложно назвать просто посудой.

Школы производителей из разных областей Узбекистана

К 60-м годам прошлого века узбекскую керамическую посуду изготавливали в Риштане, Гиждуване, Шахрисабзе, Самарканде, Каттакургане и Ташкенте. А также в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областях. Она сохраняла определенную форму и стиль, присущие каждому региону.

По словам специалистов сейчас сохранилось три основные школы: Ферганская (Риштан, Гурумсарай), Бухаро-Самаркандская (Самарканд, Ургут, Гиждуван) и Хорезмская. Последняя оказалась самой консервативной, практически без вкрапления новых элементов.

блюдо для плова ляган
блюдо для плова ляган

К сожалению, узбекской шахрисабзской школы с ее яркими солнечными красками и необычной мистической росписью на посуде больше нет. К началу 90-х годов прошлого века школа прекратила существование. Но осталась надежда, что ее удастся восстановить, благодаря мастерам, помнящим основы, оставшимся книгам и энтузиазму ценителей прекрасного. В советскую эпоху на территории Узбекистана было три фарфоровых завода: Ташкентский, Самаркандский и Кувасайский. Там талантливые художники вручную расписывали фарфор высокого качества в стиле пахты. К сожалению, из трех не осталось ни одного предприятия.

Хочется верить, что последним фарфористам Кувасайского завода, известными в республике и признанными за рубежом, удастся возродить в Узбекистане прекрасные фарфоровые традиции.

Узбекской керамике в этом смысле повезло больше. Построенный в 1960 году завод в Риштане работает до сих пор, а продукцию можно увидеть на полках магазинов по всему Узбекистану по доступным ценам.

Любители уникальной керамики ручной работы от известных мастеров тоже не будут разочарованы. Они живут и творят на узбекской земле, в том числе и в Риштане.

Оцените статью
Добавить комментарий