Солнечный Узбекистан один из самых колоритных и самобытных среднеазиатских республик. Богатое наследие оставил Великий Шелковый путь, дорога, связывающая Европу и Азию. Постоянное общение купцов, путешественников и невольников из Европы, Азии, Китая, Индии и местных жителей, наложило глубокий отпечаток на развитие культуры Узбекистана. Культурный взаимообмен происходил на протяжении многих веков.
Музыкальная культура Узбекистана разнообразна и уникальна по своей неповторимости и самобытности. Узбекские музыкальные инструменты напоминают традиционные бубен, барабан, трубы разной длины, двухструнную гитару, но совершенно не похожи по звучанию на эти инструменты.
Многогранная узбекская культура явственно выражена в жанре фольклора. Узбекский фольклор — это народные и обрядовые песни и плачи, эпические сказания, легенды и предания.
Разновидность узбекского бубна — Дойры
Дойра (чирмант) — узбекский бубен используется в виде аккомпанемента для плясовых мотивов и исполнения песен. Ударный музыкальный инструмент в виде круглого плоского барабана, делается из виноградной лозы, ореха, бука и натянутого кожаного полотна. Диаметр бывает от 40 до 60 сантиметров, по краям вешают металлические плоские подвески, количество может быть 20, а может быть и больше ста. Строгих норм здесь нет, это же народный музыкальный бубен узбека. Интересные особенности дойры:
- перед игрой его необходимо некоторое время подержать вблизи огня, для того чтобы натянутая кожа подсушилась и было более четкое звучание;
- в стародавние времена на бубне играли только женщины, подтверждением этому служат наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Сель-Унгур в Ферганской долине. В окружении танцующих девушек сидят женщины с бубнами в руках.
Сложна техника игры на бубне. Удары, приходящиеся на середину мембраны, издают низкие звуки, а чем ближе к краю, тем выше ноты. Сложные ритмичные звуки получаются при использовании нескольких бубнов одновременно. Ни один узбекский праздник не обходится без дойры. Под пальцами музыканта дойра производит целую гамму звуков от шелеста листьев до воинственного барабанного боя. Дойра самый любимый узбеками инструмент, во время танцев используется именно этот барабан, выбивающий ритмичные звуки.
Узбекская литавра — Нагора
Нагора относится к национальным ударным инструментам – колоритный, представлен двумя керамическими горшками, причем разной высоты для разнообразного звучания. Нагора бывает трех видов:
- два крупных объемных горшка для глухих звуков;
- два среднего размера горшка для сильных нот;
- два маленьких производят самые высокие ноты, какие можно извлечь их этих чудо-горшков.
Перед выступлением горшки выставляются на солнце, мембрана натягивается от горячих солнечных лучей и звуки выходят более звонкие.
Най — восточная флейта
Най – это узбекский национальный духовой инструмент в виде флейты с шестью отверстиями для пальцев музыканта. Изготавливается из бамбука. Современные модели усовершенствованного ная могут быть с элементами из латуни. Звуки меняются в зависимости от расположения пальцев. Най называют узбекской флейтой, хотя звучание сильно отличается. Вдуваемый поток воздуха создает красивые сольные композиции.
Сурнай — разновидность деревянного духового инструмента
Сурнай сложный духовой музыкальный узбекский инструмент в виде трубки длиной 45-50 сантиметров. Зурначи – музыкант, владеющий игрой на сурнае. Протяжные долгие звуки получаются благодаря маленькой плоской детали (садат), прикрепленной к маленькому отверстию и широкому раструбу на другом конце сурная. Овладеть техникой игры сложно. Наиболее красивое звучание получается в сочетании трех исполнителей на разных диапазонах. Часто на узбекских улицах можно услышать звуки сурная, потому что именно на свежем воздухе, звуки поющего прибора наиболее красиво звучат.
Медный духовой инструмент — Карнай
Узбекский медный духовой инструмент карнай представляет собой длинную латунную несгибаемую трубу. Такие трубы можно увидеть не только в сказке «Тысяча и одна ночь», но и на стадионах во время матчей, свадьбах, обрядовых мероприятиях, улично-зрелищных представлениях и народных праздниках. Мощный громкий звук, напоминает боевой клич. В прежние времена использовался как вестник о начале войны и для поднятия боевого духа. Сейчас чаще звуки карная оповещают о празднике, торжественные громкие звуки символизируют веселье и радость, народные гуляния. Надо обладать недюжей силой, чтобы не только удержать карнай, а длина его может быть более 2 метров иногда и все 3, но и большими легкими.
Узбекский цимбал — Чанг
Чанг — струнный ударный музыкальный инструмент семейства цимбаловых. На всех языках мира цимбал звучит одинаково, только узбекский цимбал-чанг имеет длину к исполнителю от 80 до 100 сантиметров и прикрывается деревянной крышкой с национальным орнаментом. Трапециевидный деревянный инструмент с натянутыми струнами. Чанг напоминает деревянный ящик на ножках. При помощи двух палочек из бамбука или тростника извлекается звук из 42 струн. Звук протяжный, долго не затихает. Чаще узбекские цимбалы слышны в составе ансамбля национальных узбекских инструментов.
Струнный смычковый инструмент Сато
Сато (тамбур) смычковый музыкальный инструмент имеет тысячелетнюю историю, это один из старейших струнных узбекских национальных достояний, пришедших из глубины веков. Красивый внешний вид, продолговатый корпус в виде груши плавно переходит в ножку с тремя струнами. Тандем струн и смычка рождает волнующую чарующую музыку. Изготавливают сато из двух разновидностей дерева: из тутового дерева (шелковица) и ореха. Красиво его звучание в ансамбле с другими национальными инструментами.
Другие музыкальные инструменты в Узбекистане
В странах Востока и Азии много похожих друг на друга национальных музыкальных инструментов. Представитель смычковых — рубаб, считается, что пришел в Узбекистан из арабских стран, его можно встретить в Африке и что удивительно в южных провинциях Испании. Инструмент изготавливается вручную, процесс изготовления грушевидного корпуса кропотливое и тонкое дело, требующее особого мастерства. Рубаб представляет собой длинное горлышко не менее 80 см. с четырьмя струнами. Смычок основной элемент игры на рубабе, на палец музыкант одевает металлический медиатор (плектор), при помощи которого защипывает струны. Рубаб служит аккомпаниатором при пении, также музыканты выступают сольно.
Струнный щипковый музыкальный инструмент сродни лютни – танбур. Напоминает рубаб, но превышает его по длине, около полутора метров и имеет три струны разной толщины. При исполнении музыкант держит танбур на уровне груди слегка наклонив голову.
Дутор означает две струны. Средневековой музыкальный инструмент встречается у народов Центральной Азии. Изначально на нем играли пастухи, и струны были изготовлены из кишок животных, позднее, из скрученных шелковых нитей. Музыканты, играющие на двух струнах, считаются виртуозами, потому что получить музыкальную мелодию сложно.
Гиджак — струнный национальный инструмент народов Азии. Круглый корпус напоминает шар, сделанный из тыквы или кокоса и обтянут кожей. Четыре шелковые струны и смычок, так выглядел гиджак много веков назад. Усовершенствованный инструмент имеет струны из конского волоса и скрипковый смычок. Под руками мастеров гиджака, инструмент выдает яркие мелодии. При игре гиджак держат строго вертикально, чтобы ножка упиралась в ногу или другую плоскую поверхность.
Малоиспользуемый духовой музыкальный инструмент, пришедший из истории кошнай — узбекская свирель. Две тростниковые трубочки, связанные между собой по семь дырочек для пальцев в каждой. Чаще исполняется сольно.
Уд (хордофон) — струнный щипковый музыкальный инструмент народов Азии, Кавказа, Армении, Ирана. Уд считается предшественником лютни и родственником рубаба. Деревянный корпус состоит из трех составляющих: продолговатого корпуса в виде разрезанной вдоль груши, грифа и головки, имеет шесть струн.
Любимый женский инструмент-украшение занг. Браслеты со звонкими монетками, которые одеваются на запястье и щиколотки. Звуки во время танца получаются ритмичными и звонкими.
Дул — традиционный ударный узбекский музыкальный инструмент в виде бубна, двусторонний барабан.
Кайрак — сложный инструмент. Он состоит из четырех плоских отшлифованных камней. Исполнитель держит по два в каждой руке и издает ритмичные звуки. Часто использовался при выступлении канатоходцев и танцоров.
Узбеки известны своей музыкальностью и поэтичностью. Почти в каждом доме можно встретить дутар или бубен узбека дойру, что говорит о музыкальности народа. Восточные музыкальные инструменты по сей день звучат на всех праздниках. Музыка Узбекистана это сочетание старинных смычковых, духовых, струнных, ударных инструментов. Для восточной музыки характерна игра на нескольких инструментах одновременно в унисон.