Ансамбль Шейхантаур – памятник погребального зодчества 14-15 веков. Возник в окружении рощи со знаменитыми в Средней Азии хвойными деревьями саура, похожими на можжевельник полушаровидный. Появление рощи связывают с именем Александра Македонского. Весь период существования она была овеяна ореолом святости.
Комплекс захоронения Шейхантаур
На переднем плане располагается мавзолей известного Шейха Ховенди ат Тахура, в котором чудом уцелел окаменевший много веков назад ствол Сауры Искандера. Это единственное, что осталось от священной рощи, которую так любил в дни своей жизни Шейхантаур. Он завещал похоронить себя именно в ней. Шейх – покровитель Ташкента. Благодарные жители исполнили последнюю волю «мудрейшего из мудрейших» и похоронили Шейхантаура среди саур.
Рядом с усыпальницей возникали новые захоронения местной аристократии и уважаемых людей общины. Комплекс вместе с городским районом получил название Шейхантаур. Помимо мавзолея Ховенди ат Тахура, уцелели усыпальницы Калдиргочбия и Юнус-хана.
Когда-то здесь было 16 объектов, но сохранилось только три. Они относятся к древним сооружением. Мавзолей Шейхантаура – древнейшее здание города.
На могиле Ховенди ат Тахура высечены даты рождения и смерти – 1279-1355. В год кончины Шейхантаура эмиру Тимуру (Тамерлану) было только 19 лет. Но именно он, став в 1370 году эмиром и получив власть в Мавераннахре, начал грандиозное строительство мавзолеев на территории современного Узбекистана. Комплекс Шейхантуар получил известность не в последнюю очередь благодаря Тимуру.
По легенде эмир Тимур, спасаясь от боли в ноге, пришел в рощу к живому источнику, где был похоронен Шейхантаур. Получив желанное освобождение от страданий, он велел построить над могилой шейха мавзолей.
В 1362 году в одном из сражений Тимур действительно пострадал, получив тяжёлое ранение правой ноги. Боли от ран мучили воителя всю жизнь, вызвали хромоту и стали основанием к появлению у эмира прозвища «Тимур Хромой».
Также Тимур высоко чтил суфийские традиции ислама и их шейхов. Особенным покровительством пользовались последователи Ахмеда Яссави, умершего задолго до этих событий еще в 1167 году. Именно они сыграли основную роль в утверждении ислама в тюркско-монгольской среде. Учение яссави и его традиции стали той формой ислама, которую приняла монголо-тюркская элита Мавераннахра, сформировавшаяся после вторжения Чингисхана на эту территорию в 1220 году.
Вера Шейхантуар также относилась к яссавийской традиции. Хотя могила шейха ат Тахура являлась предметом поклонения до строительства мавзолея, возведение монументального сооружения послужило началом к созданию архитектурного комплекса, где центром является мавзолей Шейхантуар.
История возникновения и развития комплекса Шейхантаур
По возвращении в Ташкент после странствий ат Тахур селится у источника в роще саур. По легенде место посещал Александр Македонский, которого называли Искандер Двурогий. Александр отдыхал около ключа с «живой водой», разбрызгивал ее на землю из двурогого шлема, после чего на увлажненной им земле выросли деревья – Cауры Искандера.
Шейхантаур провел свои последние годы у источника, где и был похоронен. Самая ранняя постройка ансамбля – мавзолей Шейхантаура.
К концу 19 века здесь стояли мечети, минареты, помещения для затворничества, паломников и другие объекты.
В 1924 году кладбище Шейхантаур закрывается, большинство зданий сносится, полностью вырубаются все окаменевшие сауры. Этим занималась созданная в 1925 общественная организация «Союз Воинствующих Безбожников», руководил которой Миней Израильевч Губельман (больше известный под революционным псевдонимом как Емельян Михайлович Ярославский). В 1943 он умирает, а в 1947 прекратил свое существование и сам союз воинствующих.
В апреле 1966 на Ташкент обрушилось землетрясение. Оставшиеся на территории Шейхантаура мавзолеи и немногочисленные здания сильно пострадали. В новом проекте города для памятников места не нашлось. Все постройки Шейхантаура предполагалось снести – хотели сохранить только мавзолей Юнус-хана.
План так и не утвердили, и исторические памятники Шейхантаура уцелели.
С 1999 года территорией комплекса пользуется Ташкентский исламский Университет.
Мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура
Шейхантаур – дальний потомок сподвижника Пророка Мухаммеда, Омара. Его отец пришел из Аравии. Сам же Ховенди ат-Тахур принял суфийское посвящение дервишей в Яссы, где почиталось учение основателя братства Ходжи Ахмеда Яссави.
Мавзолей, построенный для шейха Ховенди ат-Тахура, скромен. Стиль здания полностью отражает достойную жизнь Шейхантаура. Состоит оно из двух помещений: в одном – надгробие Шейхантаура, в меньшем – еще два погребения (могилы жены и сына шейха).
Мавзолей Калдиргочбия
Толе би Алибекулы (Калдиргочбий) – по происхождению казах. Был проповедником, судьей и уважаемым горожанином, а в течение шести лет (1743-1749) управлял Ташкентом.
В 1723 году джунгары атаковали и разорили Ташкент, наложив на город дань. Завоеватели уничтожали мусульманские святыни, пытаясь насадить буддизм на захваченной территории
Сопротивление возглавлял Толе би Алибекулы. Как гласит легенда, когда вражеские войска двигались на Ташкент, а люди покидали город, Толе би не оставил свой дом. Галдан Цэрэн, возглавлявший джунгарский поход, отдал приказ привезти его к себе. На вопрос, почему он не убегает, Толе би ответил, что не стал разбирать свою юрту, чтобы сохранить ласточкино гнездо с птенцами. Завоеватель был поражен ответом и пощадил судью. После Толе би стали называть Калдиргочбий – «хозяин Ласточка». После ухода врага Толе би назначили правителем Ташкента. Толе би Алибекулы похоронен в 1756 году (дожив до 93 лет) с большими почестями в мавзолее, построенном в 15 веке задолго до кончины. По мнению ученых, в комплексе не редки более ранние захоронения.
Двор и художественная отделка здания не сохранились. Внутри располагаются четыре зала. Мавзолей Калдыргачбия является местом паломничества казахов.
Мавзолей Юнус Хана
На территории Шейхантаура расположена усыпальница Юнус-хана Монголистанского, одного из потомков Чингисхана. Здание относится к постройкам 15 века. Оно двухэтажное и больше других мавзолеев. Отличается богатством оформления и выполнено в стиле ханаки, которая использовалась для приюта дервишей и паломников.
Юнус-Хан Моголистанский (1415-1487) – ташкентский правитель. В то время Ташкент был разделен на четыре больших района (доха), периодически враждовавших между собой. В 1784 году Юнус-Хан подчинил все доха, и наступил мир. При Юнус-Хане Ташкент стал независимым государством, расширил границы и охранялся наемными войсками. Период длился 25 лет.
Как добраться до ансамбля Шейхантаур
Ансамбль представлен тремя мавзолеями. Проспект Навои когда-то назывался улицей Шейхантаурской, по имени шейха Шейхантаура, где и располагается комплекс. Это один из значимых архитектурных памятников Ташкента, которых в городе немного. Находится в самом центре и окружен улицами:
- Алишера Навои;
- Шейхантаур;
- Абдуллы Кадыри.
Добираются до комплекса Шейхантаура и мавзолея шейха Ховенди ат Тахура на метро до станции «Алишера Навои» или на автобусах №17, 35 и 100 до остановок «улица Абая» или «Фабрика».
В центральной части Ташкента много гостиниц, в том числе рядом с Шейхантауром.
[tp_hotels_selections_discount_shortcodes city=»14125″ title=»Ближайшие отели» paginate=true off_title=false type_selections=»distance» number_results=»10″ subid=»» city_label=»Ташкент» type_selections_label=»Близко к центру» link_without_dates=false]
Больше предложений отелей Ташкента по самым привлекательным ценам можно посмотреть здесь.