Узбекистан – самобытное государство с неповторимой историей и культурой. Любопытна для изучения религиозная картина жизни в стране. Подавляющая часть населения исповедует ислам, но распространены здесь и другие мировые религии – христианство и буддизм. Буддийские и православные храмы в Ташкенте – столице Узбекистана – составляют особый пласт узбекской цивилизации.
Православные церкви в Ташкенте
Христиане верят, что православные традиции в Средней Азии зародились еще в далекие времена, когда на этих землях проповедовали апостолы Фома и Андрей Первозванный. Подтверждение тому находится и в житиях святых. До наших дней сохранились почитаемые верующими родники Иова, самый крупный из которых есть в Бухаре.
В средние века на территории Узбекистана преобладало несторианство – течение христианства, выделившееся в самостоятельную ветвь после разрыва верующих персов с Константинополем. Однако все меняется с появлением в Средней Азии ислама и буддизма в XIII-XIV веках: постепенно превалирующее значение в регионе начинает играть мусульманская религия, а христианские течения отходят на второй план, что сопровождается массовыми гонениями верующих.
В наши дни численность последователей православной церкви Ташкента не превышает 4% населения. Представители православных христиан Узбекистана объединены в группы, входящие в состав Ташкентской и Узбекистанской епархии, ранее носившей название «Туркестанская». Всего на территории государства функционирует более 50 православных церквей и молелен, основные из которых находятся в столице – Ташкенте.
Свято-Успенский кафедральный собор в Ташкенте
История возникновения Успенского собора в Ташкенте уходит корнями в середину XIX столетия, когда Средняя Азия была втянута в военную деятельность. Большое количество раненых повлекло за собой строительство госпиталя на территории столицы и стихийное образование большого кладбища. Для отпевания умерших и молитв о здравии больных людям требовалось место для уединения и беседы с Богом, что послужило причиной возведения в 1871 году церкви, освященной в честь Святого Пантелеймона, – мученика и целителя.
Постепенно значение храма увеличивалось, и в 1878 году встал вопрос о строительстве нового здания на месте Пантелеймоновской первоначальной церкви. Общими усилиями прихожан и влиятельных меценатов, среди которых числились генерал-губернатор фон Кауфман и известный купец Дмитрий Захо, удалось собрать средства на возведение собора с красивой трехэтажной колокольней. Новая церковь была завершена и открыта для паствы 31 января 1879 года.
В наши дни Свято-Успенский собор – главный православный храм Узбекистана, который в 1996 году посещал Святейший Патриарх Алексий II. Церковь хранит редкие христианские реликвии – в частности, иконы Успения Святой Богоматери и Пресвятой Богородицы.
Храм Великого князя Александра Невского
Храм Святого Александра Невского – еще один величественный собор Ташкентской епархии, расположенный на территории городского кладбища (современное название – Боткинское).
Первый камень церкви был заложен и освящен в начале XX века, а строительство сооружения окончено в 1905 году при активном содействии высших военных чинов Туркестанского края. Руководил работами капитан Ф.В. Смирнов.
Храм отличался изысканным иконостасом из дерева, покрытого позолотой. Внутренняя отделка бирюзового цвета и белоснежные потолки придавали помещению возвышенный вид. Эксперты считают собор Александра Невского уникальным образцом деревянного церковного зодчества.
Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира
Церковь, освященная именем Великого князя Владимира, крестителя Руси, – одна из самых молодых православных единиц Ташкента.
Возведенное в 1970 году здание, изначально запланированное для проведения гражданских панихид, было переведено в епархию в 1991 году в жалком состоянии, однако вскоре приобрело новый вид и внушительное значение.
Постоянные богослужения начали проводиться с октября 1991 года, а уже в следующем году были отлиты 8 колоколов, оборудована колокольня.
Свято-Троицкий Никольский женский монастырь
Помимо храмовых комплексов, в Ташкенте находится действующий женский монастырь, основанный в 1893 году. Обитель освятили через год после того, как ее двери распахнулись для послушниц. Первыми функционирующими постройками были сестринский корпус и домовая Церковь с престолом имени Николая Чудотворца (Мирликийского).
Столетняя история монастыря знала и темные времена – в 20-е годы XX века он был закрыт, как и множество других православных храмов по всему Советскому Союзу, и возобновил деятельность лишь в 1990 году.
Свято-Троицкая обитель имеет важное значение в жизни православной общины Узбекистана.
Храм священномученика патриарха Ермогена
Церковь, поименованная в честь мученика патриарха Ермогена, освящена в Ташкенте в 1956 году. Предшествовало этому событию открытие в 1948 году на том же месте молельного дома для верующих, который просуществовал всего два года.
Несмотря на упразднение молельни, паства желала сохранить и продолжить начатое. В 1954 году, во время действия полномочий архиепископа Ермогена, православной общиной Ташкента были приобретены три жилых дома, переделанные впоследствии под храм.
Путем невероятных усилий прихожан была обустроена церковь, воздвигнут купол, получены в дар ценные иконы. Наибольшее значение среди них придается иконе святителя Николая Чудотворца (Мирликийского) – редкому произведению афонской школы иконописи конца XIX века.
Католическая церковь в Ташкенте
Католики, проживающие в Ташкенте, посещают величественный костел – собор Святейшего Сердца Иисуса (кафедральный католический собор Узбекистана).
Храм задуман и заложен в самом сердце Ташкента (в наше время – напротив знаменитого Экопарка) в начале 1912 года, однако его строительство затянулось почти на 90 лет. Первый проект создан архитектором из Польши Людвигом Панчакевичем, а строительные работы выполняли солдаты, проходившие военную службу в Ташкенте. Позже к возведению собора стали привлекаться размещавшиеся близ Ташкента военнопленные, в число которых входили талантливые художники и инженеры. Через 6 лет после начала постройка была заморожена в связи с приходом к власти большевиков.
В советское время в недостроенных помещениях базировались промышленные предприятия, складские мощности и даже общежитие. За эти годы множество ценных скульптур были украдены или безвозвратно утеряны.
Восстановление храма началось лишь в 1976 году, а к 1981 году костел признан памятником истории и архитектуры государства. Реставрация продолжалась вплоть до начала 2000-х годов, когда собор был освящен и начал функционировать как религиозный объект.
Католическая церковь в Ташкенте проводит мессы на четырех языках, среди которых – русский, корейский, польский и английский. Многие посещают костел, наслаждаются его мраморной отделкой и органными концертами.
Евангелическо-лютеранская церковь Ташкента
Лютеранская ветвь христианства представлена в Узбекистане Евангелическо-лютеранской церковью Ташкента и одноименной епархией.
Собор был открыт для прихожан еще в 1899 году, постоянные богослужения начались почти сразу после завершения строительства под руководством архитектора А.Л. Бенуа. По печальной традиции в годы советской власти в помещении кирхи располагался склад, а в 1970-х здание было передано консерватории: из-за великолепной акустики оно использовалось как зал для оперного пения. Тогда же появился орган, было положено начало серии концертов.
После развала СССР церковь вновь открыла свои двери для прихожан. В наши дни здесь проходят службы на русском и немецком языках.
Буддийский храм в Ташкенте
Почитатели Будды в городе Ташкенте – немногочисленная конфессия (всего 0,4% от общего числа верующих), однако здесь сохранился действующий буддийский храм, расположенный чуть поодаль от основных культурных объектов.
Храмовый комплекс выполнен в соответствии с принципами Дзен. На его территории находится статуя Будды лежащего и нескольких бодхисатв. По буддийским праздникам двери храма открываются для народа, почитающего традиции самой юной из трех мировых религий.